Программа дополнительного образования художественной направленности Танцевальный калейдоскоп

Содержание
Раздел I. Основные характеристики Программы
Пояснительная записка……………………………………………………………………………..3
Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы……………………..3
Планируемые результаты…………………………………………………………………………..4
Способы и формы проверки результатов…………………………………………………………4
Возрастные и психические особенности детей 5-7 лет…………………………………………..4
Объем Программы…………………………………………………………………………………..5
Раздел II. Содержание Программы
Учебно – тематический план……………………………………………………………………..5
Содержание учебно – тематического плана…………………………………………………….6
Раздел III. Организационно-педагогические условия реализации Программы
Календарный учебный график……………………………………………………………………..7
Методическое обеспечение Программы…………………………………………………………..8
Методы и формы работы, контроля и самоанализа……………………………………………...9
Условия реализации Программы…………………...………………………………………..….....9
Раздел IV.
Список литературы, которая была использована при написании Программы………………..10
Раздел V.
Литература для детей и родителей………………………………………………...……………..10

2

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Танцевальный
калейдоскоп» реализуется в соответствии с художественной направленностью дополнительного
образования.
Основу Программы составили ряд нормативных документов:
 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года,
№ 273-ФЗ;
 Концепция развития дополнительного образования детей от 31 марта2022г. № 678-р;
 СанПиН 2.4.4.3648-20 " от 28.09.2020 года № 28;
 Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 № 196 "Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам" (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 №
52831);
 Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте
РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г.
№16).
Занятия хореографией в условиях жизни современного общества является актуальным и
зачастую необходимым направлением деятельности для каждого человека, поскольку именно
хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для
полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и
физического развития. Модернизация российского образования предусматривает широкое
распространение занятий по
хореографии в форме дополнительного обучения как в
общеобразовательной школе, так и в дошкольных учреждениях. Занятия хореографией дают
организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта и, безусловно,
оказывают положительное воздействие на здоровье детей.
Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной
манеры поведения в обществе, дают представления об актерском мастерстве и сценической
выразительности.
Таким образом, влияя на развитие эмоциональной сферы личности, совершенствуя тело
человека физически, воспитывая через музыку духовно, хореография помогает обрести
уверенность в собственных силах, даёт толчок к самосовершенствованию, к постоянному
развитию.
Дополнительная общеразвивающая
программа «Танцевальный калейдоскоп»
составлена на основе программы по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика»
А.И.Бурениной и способствует созданию условий для наиболее полной самореализации
личности, ее способностей и возможностей, самовыражения и самораскрытия.
Это способствует личностному развитию обучающихся в процессе хореографической
подготовки.
Общеразвивающая Программа по хореографии работает в двух направлениях:
Народный танец - одно из ярких проявлений в хореографии. В его художественных
образах отображена жизнь народов, его мудрость, любовь к родной земле.
Эстрадный(современный) танец - близок и понятен детям. В этом стиле можно
бесконечно варьировать, сочинять, учитывая возможности, особенности темперамента
обучающихся, максимально выявляя индивидуальные возможности каждого.
Цель программы: формирование средствами музыки и ритмических движений
разнообразных умений, способностей, качеств личности ребенка
Задачи:
Образовательные:
 обучить технике выполнения общеразвивающих упражнений;
3

 научить ориентироваться в пространстве (самостоятельно находить свободное место в
зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу
и колонну, в несколько кругов);
 научить самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;
 обучить выполнению заданий по инструкции педагога;
Развивающие:
 развивать воображение, фантазию;
 развивать умение выражать различные эмоции в мимике и пантомимике;
 формировать интерес к музыкально-ритмическим движениям;
 развивать интерес к творчеству через музыкально-подвижные игры;
Воспитательные:
 воспитывать чувство такта, умение вести себя в группе во время занятий;
 воспитывать умение сочувствовать, сопереживать;
 воспитывать общительность;
 формировать навыки коллективного творчества;
 воспитывать ответственность и добросовестное отношение к начатому делу.
Планируемые результаты
За период обучения обучающиеся получают определенный объем знаний, умений и
навыков.
К концу обучения:
 уметь выполнять комплекс общеразвивающих упражнений,
 уметь ориентироваться в пространстве (самостоятельно находить свободное место в
зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, строиться в шеренгу
и колонну, в несколько кругов);
 уметь самостоятельно начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;
 уметь выполнять задания по инструкции педагога;
 применять наработанные данные: воображение, фантазию;
 выражать различные эмоции в мимике и пантомимике;
 выражать интерес к музыкально-ритмическим движениям;
 проявлять интерес к творчеству через музыкально-подвижные игры;
 проявлять чувство такта, умение вести себя в группе во время занятий;
 проявлять умение сочувствовать, сопереживать;
 проявлять общительность;
 показывать навыки коллективного творчества;
 проявлять ответственность и добросовестное отношение к начатому делу.
Способы и формы проверки результатов
Результативность обучающихся прослеживается через постановочную и концертную
деятельность. На протяжении всего учебного года дети выступают на различных концертах,
принимают участие в различных праздниках, фестивалях и конкурсах различного уровня, а так
же через:
- контрольные занятия: игры, викторины;
- уроки самооценок (взаимооценок).
Дети объединяются в группу с учётом возраста, психологических особенностей и их
физических данных. Программа рассчитана на детей 5-7 лет. Старший дошкольный возраст –
период накопления, впитывания знаний, период приобретения знаний по преимуществу. В этом
возрасте подражание многим высказываниям и действиям является значимым условием
интеллектуального развития. Особая внушаемость, впечатлительность, направленность
4

умственной активности старших дошкольников на повторение, внутреннее принятие, создание
подходящих условий для развития и обогащения психики.
В целях оптимального выявления способностей ребенка в течение учебного процесса и
появления возможности каждого ребенка проявить себя в хореографии отбор по определенным
критериям в хореографии не ведется.
Основные формы работы с обучающимися: очная
по количественному составу:
 по подгруппам;
 групповая.
Объем программы:
Объем программы: 72 часа
Срок реализации Программы: 1 год.
Режим занятий: 1 час (30 минут) 2 раза в неделю; с целью охраны здоровья детей паузы
проводятся в форме релаксации, упражнений на расслабление мышц.
II. Содержание программы
Учебно – тематический план:
№
п/п

Название разделов и тем

1. Организационное занятие
2. Комплекс общеразвивающих
упражнений:
-строевые упражнения;
-упражнения на укрепление мышц;
-упражнения для улучшения
эластичности мышц;
-упражнение для улучшения
гибкости, подвижности.
3. Музыкально-подвижные игры:
-творческо-ролевые игры.
4. Элементы и композиции
эстрадных танцев:
5. Народный танец:
-упражнения на середине зала;
-движения на середине зала.
6. Постановочная, репетиционная
и концертная деятельность:
-ориентирование на сценической
площадке;
-выполнение танцевальных связок;
-постановка композиций;
-отработка танцевальных
композиций.
-концертная деятельность и ее
культура.
7. Аттестационное занятие.
8. Итоговое занятие:
Всего:

Всего
часов

Теория

Практика

1
8

1
1

7

8

1

7

14

2

12

8

1

7

30

2

28

Самооценка,
взаимооценка

Контрольное
занятие
Концертное
выступление
тестирование

2

-

2

1
72

1
9

63

5

Форма
контроля
Контрольное
занятие

Контрольное
занятие
Контрольное
занятие

Содержание:
1.Организационное занятие - 1ч.
Ознакомление с правилами техники безопасности;
- с правилами пожарной безопасности;
- с правилами поведения в музыкальном зале;
2.Комплекс общеразвивающих упражнений - 8ч.
Тема 1: Строевые упражнения.
Беседа о танцевальных рисунках (круг, колонна, шеренга).
Практическая работа:
Построение в шеренгу и колонну, передвижение в сцеплении («гусеница»),
построение в круг и передвижение по кругу в различных направлениях по инструкции педагога.
Тема 2: Упражнения на укрепление мышц
Беседа о растягивании мышц и связок спины, особенно поясницы.
Практическая работа:
Выполнение упражнений на ковриках на укрепление мышц брюшного пресса,
растягивание мышц – сгибание и разгибание.
Тема 3: Упражнения для улучшения эластичности мышц
Беседа о технике выполнения растяжек мышц плеча, предплечья и развития
подвижности локтевого сустава.
Практическая работа:
Выполнение упражнений на ковриках для улучшения и развития эластичности
мышц плеча, предплечья и локтевого сустава.
Тема 4: Упражнения на улучшение гибкости и подвижности
Беседа о технике выполнения растягивания позвоночника и связок в
тазобедренном суставе.
Практическая работа:
Выполнение упражнений на ковриках для улучшения гибкости и подвижности
позвоночника и связок в тазобедренном суставе.
3.Музыкально-подвижные игры – 8ч.
Тема 1: Творческо-ролевые игры
Беседа о приемах имитации, подражания, о перевоплощении и фантазии в
образно-ролевых ситуациях.
Практическая работа:
Выполнение творческо-ролевых игр: «На носок», «Мы пойдём сначала вправо…»,
«Тучка», «Паровозик», «Фиксики», «Веселая зарядка», «У дядюшки Дональда…».
4.Элементы и композиции эстрадных танцев – 14ч.
Тема 1:
Беседа о различных направлениях в эстрадной и современной хореографии.
Практическая работа:
Разучивание элементов композиций эстрадной и современной хореографии.
5.Народный танец - 8ч.
Тема 1: Упражнения на середине танцевального зала
Беседа об апломбе - устойчивости и равновесии тела, равномерном распределении
постановки корпуса, рук, ног и головы.
Практическая работа:
Выполнение упражнений: подготовка к простой «Гармошке», переменный шаг,
броски, каблучное.
Тема 2: Движения на середине зала
Беседа о подтянутом и собранном корпусе, правильном выполнении позиций рук
и ног во время исполнения.
6

Практическая работа:
Выполнение танцевальных движений: «ковырялочка», «свечка»; танцевальные
шаги: боковой приставной, приставной на носок, приставной на стопу, танцевальные
связки.
6.Постановочная, репетиционная и концертная деятельность - 30ч.
Тема 1: Ориентирование на сценической площадке
Беседа о танцевальных рисунках, используемых в разных направлениях
хореографии, их предназначение и выполнение.
Практическая работа:
Выполнение танцевальных рисунков на сценической площадке: «Шторка»,
«Змейка», «Улитка», «Книжка», «Воротца», «Плетень».
Тема 2: Выполнение танцевальных комбинаций
Беседа о движениях, которые составляются в комбинации, используемых в
хореографии, их предназначении.
Практическая работа:
Выполнение и отработка танцевальных комбинаций в хореографических
композициях.
Тема 3: Постановка танцевальных связок
Беседа о танцевальных комбинациях, которые составляются в танцевальные
связки, используемых в хореографии, их предназначении.
Практическая работа:
Выполнение и отработка танцевальных связок в хореографических композициях,
выполнение мелкогрупповых и групповых связок.
Тема 4: Постановка композиций
Беседа о приёмах постановки в хореографических композициях.
Практическая работа:
Выполнение и отработка хореографической композиции, приемы ее постановки.
Тема 5: Концертная деятельность
Беседа о культуре поведении на сценической площадке и за ее пределами.
Практическая работа:
Участие и выступление творческого объединения в разноплановых мероприятиях.
Понедельник
Подготовительная 1510 - 1540 (А);
1545 - 1615 (Б)
группа
Старшая группа

Сетка занятий
Вторник
Четверг
10
15 - 1540 (А);
1545 - 1615 (Б)
1510 - 1540 (А);
1545 - 1615 (Б)

Пятница
1510 - 1540 (А);
1545 - 1615 (Б)

III. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ
Календарный учебный график
Образовательная деятельность
Направленность
Форма освоения
Количество обучающихся
Возраст обучающихся
Начало учебного года
Окончание учебного года

художественная
очная
15-20 человек
5-7 лет
15.09.2021
25.05.2022
7

Продолжительность учебного года
Количество часов в год
Режим работы объединения
Продолжительность занятия
Количество занятий в неделю
Аттестационные занятия

36 недель
72 часа
В соответствии с расписанием на текущий
учебный год
30 минут
2 раза по 1 часу
декабрь, май

Методическое обеспечение Программы
Методическое обеспечение общеразвивающей Программы включает в себя следующие
компоненты: педагогические аспекты творческой деятельности; этнопедагогический подход к
обучению, воспитанию и развитию; методы развития межличностного общения; методы
создания художественной среды средствами хореографии; интеграцию в процессе создания
коллективного творческого продукта.
В Программе представлены различные разделы, которые объединяет постановочная и
концертная деятельность, позволяющая учебно-воспитательному процессу быть более
привлекательным, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления,
воображения и творческих способностей. Содержит необходимые информационные ресурсы
для ведения качественного образовательного процесса и представлено в виде фото- и видеомедиатеки, тематической литературы, методических разработок занятий (как в текстовом, так и
медиа-формате), наглядных инструкций, фотоальбомов. Методическое обеспечение Программы
регулярно пополняется.
аудиоматериалы на флэшносителях;
видеоматериалы с записями выступлений творческого объединения;
видеоматериалы с записями выступлений известных хореографических
коллективов.
дидактические материалы: буклеты, наборы открыток с известными
хореографическими коллективами;
методическая копилка: тематические подборки, методические разработки;
альбомы с фотографиями выступлений творчески объединений.
Основные методы работы с обучающимися:
- словесный (устное изложение материала);
- иллюстрированный (просмотр видео и наглядных материалов);
Методы обучения по источнику знаний:
- объяснительно-наглядный (репродуктивный) - подробно объяснить правила выполнения тех
или иных упражнений, элементов танца с одновременной демонстрацией, задача детей –
понять и воспроизвести);
- словесный метод - донести до обучающихся эмоциональный характер танца задача
непростая, поэтому через объяснения, беседы
возможно сообщить большое количество
материала;
- практический метод - источником знания является практическая деятельность обучающихся
в активной работе над исполнительской техникой, которая
позволяет развивать
профессиональные навыки, в проученных движениях, а в дальнейшем и в танце;
- проблемно-поисковый, т.е. создание и решение проблемной ситуации.
Большое место в осуществлении данной Программы принадлежит наглядным и
словесным методам, т.к. увлечение детей творческим процессом возможно в том случае, если
во время демонстрации приемов работы действия будут комментироваться доступным для
восприятия детьми языком.

8

Методы контроля и самоанализа
Методы контроля и самоанализа позволяют оценивать, анализировать и контролировать
как собственную деятельность, так и своих товарищей. Данный метод осуществляется
посредством следующих форм проведения занятий:
- контрольные задания: игры, викторины, тесты;
- участие в выступлениях и конкурсах;
- урок самооценок (взаимооценок);
- урок-рефлексия.
Перечисленные методы и формы работы позволяют строить систему занятий,
образующих целостную технологию обучения. На основе данной технологии планируются,
разрабатываются и проводятся конкретные занятия по следующим формам:
- участие в открытых занятиях;
- викторина;
- вопросник по программе;
- конкурс;
- контрольное упражнение;
- концерт;
- ролевая игра;
- соревнование;
- творческая мастерская;
- участие в мероприятиях;
- участие в родительских собраниях;
- фантазии и импровизации: сказки, сюрпризы, приключения;
- участие в конкурсах и фестивалях.
Аттестация проходит в форме контрольного занятия, аттестационного выступления,
творческого отчета, а так же:
Условия реализации Программы:
Кадровое обеспечение Программы:
 Педагог-хореограф;
Материально-техническое обеспечение:
Для успешной реализации Программы д/садом «Теремок» обеспечены необходимые
условия:
- помещение в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и
нормативами СанПиН;
- инвентарь для занятий (коврики для занятий партерной гимнастикой, мячи, скакалки и
т.д.);
- аудио аппаратура (музыкальный центр, аудиоколонка)
- мультимедиа;
- сценический реквизит;
- танцевальные костюмы;
- зона для переодевания;
- репетиционная форма;
- танцевальная обувь;
По мере необходимости планируется усовершенствование материально-технического
оснащения.
IV.Список литературы, которая была использована при написании Программы:
1.Александрова Н. А., Голубева В. А.Танец модерн. Пособие для начинающих
9

(+ DVD-ROM) Издательство:Лань,Планетамузыки, 2011.
2.Базарова Н.П., Мей В.П. Азбука классического танца. – М., 2006
3.Беликова А.Н., Пуртова Т.В., Кветная О.В. Учите детей танцевать. – М., 2003
4.Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф. Каневская Л.Я. Гигиенические основы воспитания детей.
– М., 1987
5.Бочаров А.И., Лопухов А.В., Ширлев А.В. Основы характерного танца. – М., 2006
6.Браиловская Л.В., Володина О.В., Цыганкова Р.В. Танцуют все. – Ростов-на-Дону 2007
7.Ваганова А.Я., Основы классического танца. – СПб, 2007
8.Горянинова О., Шевнога С. Самоучитель испанских и цыганских танцев. – Ростов-на-Дону
2005
9.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца – танцевальные движения и комбинации
на середине зала. – М., 2004
10.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца – упражнения у станка. – М., 2003
11.Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца – этюды. – М., 2004
12.Захаров Ф. Сочинение танца. – М., 1989
13.Звездочкин В.А. Классический танец. – Ростов-на-Дону 2005
14.Интегрированные занятия с детьми 6-8 лет: Книга для педагогов дополнительного
образования и учителей начальных классов/Под ред. Т.С.Комаровой. – 2-е изд. – М.: АРКТИ,
2003. – 96 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
15.Лопухов А., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца.2007.
16.Подласый И.П. Общая педагогика. Учебник для вузов. М.: 2004.–411 с.
17.Ритмика и танец. – М., 1972
18.Танцы – начальный курс. – М., 2001
19.Тарасов Н. Классический танец. – СПб., 2005
20.Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных
компетенций». // Интернет - журнал "Эйдос".
21.Шипилова С.Г. Танцевальные упражнения. – М., 2004
22.Школа танцев для юных. – СПб., 2003
23.art25.ru/wp-content/uploads/2018/03/2-Ритмика.pdf
V.Литература для детей и родителей:
1.365 рассказов об удивительных открытиях. Книга для детей и родителей. PDF.Коллектив
авторов. 2017 г.
2.Удивительный мир балета. Книга – пазл с CD – диском. 2007.
3.Жар – птица. Балетные сказки и легенды. С. Дубкова 2009.
4.Государственный Красноярский ансамбль танца Сибири. Фотоальбом. 1987.
5.Балет. Комплект открыток. 1978.
6.Музыкальный словарь в рассказах. Л. Михеева. 1986.
7.Школа танцев для детей 3-14 +DVD/ 2009
8.Школа танцев для детей +DVD/ 2011
9.Физкультминутки. С.А. Лёвина. 2011

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».