Содержание
Раздел 1. Основные характеристики программы
Пояснительная записка…………………………………………………………………………….3
Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы…………………….3
Принципы и подходы к реализации программы…………………………………………………4
Возрастные и психические особенности детей 5-6 лет…………………………………………..4
Раздел 2. Содержание программы
Методы и формы работы……………………………………………………………………………6
Календарно-учебный график……………………………………………………………………….6
Учебный план………………………………………………………………………………………..6
Рабочая программа…………………………………………………………………………………..7
Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей ……………………..9
Раздел 3. Организационно-педагогические условия реализации программы
Организационно-педагогические условия реализации программы…………………………….10
Материально-техническое обеспечение программы……………………………………………..10
Используемая литература…………………………………………………………………………..10
2
Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Сударушка» (далее – Программа)
предназначена для обогащения запасов двигательных навыков и сохранность здоровья детей
дошкольного возраста.
В наше социально-ориентированное время , когда жизнь человека стала оцениваться мерой
успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами
музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармоничноуспешной личности ребёнка. Мы живем во времена развития современной и массовой
гиподинамии, когда ребенок становится заложником быстро развивающихся технических систем –
все это приводит к недостатку двигательной активности ребенка и отражается на состоянии
здоровья подрастающего поколения.
Детские танцы – это изучение основных средств выразительности – (движения и позы,
пластика, мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека
от окружающего мира.
Для полноценного восприятия музыкальных произведении на занятиях хореографией и его
творческого отображения в танце необходимо помочь детям понять специальный язык музыки, его
характер, жанр и особенности ритмического рисунка.
Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения,
музыки и игры, одновременно влияя на ребёнка, формируют его эмоциональную сферу,
координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми.
На занятиях танцами дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся
благородным манерам. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность, трудолюбие,
умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, оно развивает
ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.
Необходимо продолжать развивать у дошкольников способности, заложенные природой.
Музыкально-ритмическое творчество может успешно развиваться только при условии
целенаправленного руководства со стороны педагога, а правильная организация и проведение
данных занятий помогут ребенку развивать творческие способности.
Цель программы дополнительного образования - приобщение детей к танцевальному
искусству, эстетическое и нравственное развитие детей.
Задачи:
Обучить детей танцевальным движениям
Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер, передавать их
танцевальными движениями
Формировать нравственно-эстетические отношения между взрослыми и детьми
Формировать правильную постановку
Формировать общую культура личности ребенка, способность ориентироваться в
современном обществе
Развивать творческие способности детей, чувство ритма и музыкальный слух
Укрепление здоровья детей.
3
1.
2.
3.
4.
Принципы и подходы к реализации программы.
Принцип доступности – обучение и воспитание ребенка в доступной, привлекательной
и соответствующей его возрасту форме: игры, танцы, рассматривание иллюстраций,
продуктивная деятельность
Принцип гуманистичности – индивидуально-ориентированный подход и всестороннее
развитие личности ребёнка.
Принцип интеграции – сочетание основного вида деятельности с развитием речи, с
игровой детельностью, с развитием познавательных процессов.
Принцип системности – решение поставленных задач в системе кружковой работы.
Возрастные и психические особенности детей 5-6 лет
В возрасте около 5 лет в развитии ребенка происходит большой скачок. К 5 годам он
должен иметь представление об обратимых и необратимых процессах, отличать ситуации, в
которых количество или признак остались неизменными. Содействует общему психическому
развитию активация воображения. Воображение – высшая психическая функция, которая лежит в
основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого.
Взрослые должны оценивать в дошкольнике не способность делать по указанию или по образцу то,
что предлагает взрослый, а придумывать свои собственные планы. Формировать замыслы и
реализовывать индивидуальное воображение во всех видах деятельности. Занятия музыкой, в том
числе и слушание музыкальных произведений, активизируют абстрактное мышление и
воображение.
Особенность детей данного возраста – интерес и тяга к красивому, эстетически ценному.
Эстетичность используемых наглядных материалов, их композиции на занятии, во многом
определяют степень заинтересованности ребят самим предметом. Необходимо привить детям вкус
к размышлению и рассуждению, поиску решений, научить испытывать удовольствие от
прилагаемых интеллектуальных усилий и получаемого в виде проблемы интеллектуального
результата. Важно, чтобы детям сопутствовал успех.
Ребёнок может произвольно управлять своим поведением, а также процессами
внимания и запоминания, эмоциональными реакциями. В любом виде деятельности может выйти за
пределы сиюминутной ситуации, осознать временную перспективу, удерживать в сознании
одновременно цепочку взаимосвязанных событий или разные состояния вещества или процесса.
4
Раздел 2. Содержание программы
Обучение хореографии целесообразно начинать с занятий по ритмике, служащими
преддверием для занятий хореографией. На занятиях ритмики развивается внимание, музыкальная
память, чувство ритма, умение двигаться под музыку. Занятия в хореографической студии
способствуют гармоничному развитию детей, учат их красоте и выразительности движений,
формируют их фигуру, развивает физическую силу, выносливость, ловкость и смелость.
Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:
«Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное
состояние и передавать его движениями. Дошкольники усваивают понятия "ритм", "счет", "размер"
и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны учатся
различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы.
«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с танцами разных народов, явлениями
общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит
материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений и танцевальных композиций.
Самая тесная взаимосвязь прослеживается между ритмикой и физкультурой. Начинаясь с
разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу,
каждое занятие имеет конкретную цель — тренировать те или иные группы мышц для выполнения
различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия, физкультурой, создают и
укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику.
Программа сочетает в себе тренировочные упражнения на полу, упражнения на растяжку,
танцевальные движения классического народного танца, что способствует
развитию
танцевальности детей. Некоторые простейшие теоретические сведения по музыкальной грамоте
даются непосредственно в процессе занятий и в ходе работы над постановками.
«Игровые технологии» включены в процесс обучения. Игры остаются главным и любимым
занятием всех детей. Правильно используя игры можно много добиться в воспитании детей.
Ребенок моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает различные
ситуации - в одних он лидирует, в других подчиняется, в-третьих, осуществляет совместную
деятельность с другими детьми и взрослыми. В игре происходит рефлексирование,
самореализация, обучающийся принимает решение, за которое он в ответе, игра предполагает
творческое начало.
Особенностью обучения является включение в учебный план знаний по музыке, занятий
ритмики. Музыка для детей и подростков становится возможностью выразить себя, найти свою
музыку для души. Целью занятия ритмикой является развитие слуха, чувства ритма, формирование
музыкального восприятия и представлений о выразительных средствах музыки.
Каждый новый танец становится для ребенка «открытием ума, сердца и души». Душа ребенка
самобытна, индивидуальна. Для каждого ребенка необходим индивидуальный подход:
- развитие творческой индивидуальности;
- развитие коммуникативного воображения;
- развитие логического мышления;
- развитие изобретательности;
- формирование устойчивого интереса к поисковой творческой деятельности.
Индивидуальная форма организации образовательного процесса ориентирована на создание
условий для творческой самореализации. Суть данной формы состоит в том, что педагог создает в
группе насыщенные, разнообразные эмоционально-личностные и пространственно-предметные
условия, побуждающие ребенка самостоятельно избирать деятельность, организовывать вокруг
себя предметное пространство и общение.
«Постановочная и репетиционная работа» включает в себя общеразвивающие упражнения,
отработку сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр дисков и
5
работу с отстающими детьми. Показ танца является необходимым этапом постановочной работы.
Во время выступления дети воспитывают отношение к публичному выступлению и
самоутверждаются. Совместный труд в подготовке концертных программ, репетиции, концерты –
это радость творчества. И только через совместную деятельность педагога и детей осуществляется
приобщение к прекрасному.
«Постановка корпуса, рук и ног» включает работу над правильной постановкой корпуса:
упражнения для развития и укрепления мышц спины, разучивание позиций рук и ног,
способствующие формированию первоначальных навыков сценического движения, координации и
правильной работы всех групп мышц.
Методы работы:
-метод комбинированных движений, переходящих в небольшие учебные этюды;
-метод повторения;
-метод коллективного творчества;
-метод объяснения;
-метод заучивания;
-метод многократного повторения всевозможных движений;
-игровые технологии.
Формы работы:
- индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма
так же необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми);
- групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей, так же различаются по
половому признаку; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);
- коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций,
ансамблей, постановок танцев, где может быть задействовано несколько возрастных групп).
Календарно-учебный график
Продолжительность образовательного периода
Время предоставления дополнительных услуг
Количество занятий в неделю
Количество недель в образовательном периоде
Продолжительность академического часа (в
соответствии с Сан ПиН)
Начало занятий – 14 сентября 2023 г.
Окончание занятий – 23 мая 2024 г.
Во вторую половину дня (за рамками
реализации образовательной программы
дошкольного образования)
1 занятие
32 недели
Для детей 5-6 лет (35 минут)
Учебный план:
Модуль
Количество занятий /объем часов
Хореографическая студия «Сударушка»
32 занятия (13 часов 30 минут)
Форма аттестации
отчётный концерт для родителей
6
Рабочая программа хореографической студии «Сударушка»
Старшая группа
Занятие 1. 14.09
Вводное занятие.
Тема «Диагностика
уровня музыкальнодвигательных
способностей детей
на начало года».
Занятие 5.
12.10
Тема 3. «Культура
поведения в театре».
- Познакомить детей с
культурой и
правилами поведения
при посещении
театров.
Положения и
движения ног: demi –
plie по 1,2,3
позициям; сочетание
маленького
приседания и подъема
на полупальцы, шаги
на полупальцах с
продвижением вперед
и назад.
Танцевальная
композиция «Осенний
парк» Е. Доги.
Занятие 9.
09.11
Тема «Танцевальное
искусство».
- Познакомить детей с
понятиями
«танцевальное
искусство»,
«хореографический
образ», «пластика»,
«жест»,
«выразительность».
Занятие 13.
07.12
Занятие 2. 21.09
Тема «Культура
поведения на занятиях
хореографии»:
- познакомить детей с
правилами и манерой
поведения;
- с формой одежды и
прической;
- с отношениями между
мальчиками и
девочками.
«Танец с осенними
листьями и зонтиками»
М. Ленграна.
Занятие 6.
19.10
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
свободное размещение
по залу, пары, тройки.
Положения и движения
ног: шаги с высоким
подниманием ноги
согнутой в колене
вперед и назад на
полупальцах; demi-plie
с одновременной
работой рук.
Танцевальная
композиция «Осенний
парк» Е. Доги.
Занятие 3.
28.09
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:положени
е прямо (анфас),
полуоборот, профиль.
Положения и движения
ног: позиции ног
(выворотные); relleve
по 1,2,3 позициям.
«Танец с осенними
листьями и зонтиками»
М. Ленграна.
Занятие 4.
05.10
Упражнения на
ориентировку в
пространстве: квадрат.
Положения и движения
ног: sotte по 1,2.6, sotte в
повороте (по точкам
зала).
«Танец с осенними
листьями и зонтиками»
М. Ленграна.
Занятие 7.
26.10
Танцевальная
комбинация,
основанная на
элементах
классического танца.
Танцевальная
композиция «Осенний
парк» Е. Доги
Занятие 8.
02.11
Итоговое занятие
«Путешествие в осенний
лес»
Занятие 10.
16.11
Положения и движения
рук: положение рук на
поясе – кулачком; смена
ладошки на кулачок.
Движения ног: шаг с
каблука в народном
характере; простой шаг
с притопом.
Занятие 11.
23.11
Положения и движения
рук: переводы рук из
одного положения в
другое (в характере
русского танца).
«Танец Солдатиков и
Куколок»
Занятие 14.
Занятие 15.
Занятие 12.
30.11
Движения ног: простой
переменный шаг с
выносом ноги на каблук
в сторону (в конце
музыкального такта);
простой переменный шаг
с выносом ноги на пятку
в сторону и
одновременной
открыванием рук в
стороны (в заниженную
2 позицию).
«Танец Солдатиков и
Куколок».
Занятие 16.
28.12
14.12
21.12
7
Тема «Виды
хореографии».
- Познакомить детей с
видами хореографии:
классический,
народный, бальный,
историко-бытовой и
современные танцы.
Движения ног:
battement tendu вперед
и в сторону на носок
(каблук) по 1
свободной позиции, в
сочетании с demi-plie;
притоп простой,
двойной, тройной.
Положения и движения
рук: «приглашение».
Движения ног: простой
русский шаг назад через
полупальцы на всю
стопу; хлопки в ладоши
– двойные, тройные;
руки перед грудью –
«полочка».
«Танец Солдатиков и
Куколок»
Занятие 17.
11.01
Тема «Сюжетный
танец».
Положение рук в
паре: «под ручки»
(лицом друг к другу).
Движения ног:
простой бытовой шаг
по парам в повороте,
взявшись под ручку
противоположными
руками. Упражнения
на ориентировку в
пространстве:
колонна по одному,
по парам, тройкам, по
четыре.
Занятие 21.
08.02
Тема «Народный
танец».
- Познакомить детей с
костюмами музыкой и
культурными
особенностями
русского народа.
Движения ног:
«шаркающий шаг»,
«елочка»; (мальчики)
подготовка к
присядке (плавное и
резкое опускание вниз
по 1 прямой и
свободной позиции).
Занятие 18.
18.01
Положения рук в паре:
сзади за талию (по
парам, тройкам).
Движения ног:
танцевальный шаг по
парам, тройкам ( с
положением рук сзади
за талию).
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:
диагональ.
Танец «Птичка польку
танцевала»
А. Рыбникова.
Занятие 25.
07.03
Занятие 22.
15.02
Движения ног:
«гармошка»; (девочки)
простой бег с
открыванием рук в
подготовительную
позицию (вверху,
между 2 и 3
позициями).
Движения ног:
«ковырялочка» с
двойным и тройным
притопом; (девочки) ма
ленькое приседание (с
наклоном корпуса),
руки перед грудью
«полочка».Танцевальна
я композиция
«Калинка».
Занятие 26.
14.03
Положения рук в паре:
«лодочка» (поворот под
руку).
Движения ног:
Простой шаг с
притопом с
продвижением вперед,
назад; простой бытовой
шаг по парам под ручку
вперед, назад;
танцевальный шаг по
парам (на последнюю
долю приседание и
поворот корпуса в
сторону друг друга).
«Танец Солдатиков и
Куколок»
Занятие 19.
25.01
Упражнения на
ориентировку в
пространстве: «змейка»;
«ручеек».
Танцевальная
комбинация,
построенная на шагах
народного танца.
Танец «Птичка польку
танцевала»
А. Рыбникова.
Итоговое занятие
«Новогодняя сказка».
Занятие 23.
22.02
Движения ног: поклон
на месте с руками;
поклон с продвижением
вперед и отходом
назад; (мальчики) подск
оки на двух ногах (1
прямая, свободная
позиция);
(девочки) бег с
сгибанием ног назад по
диагонали, руки перед
грудью «полочка».
Танцевальная
композиция «Калинка».
Занятие 24.
29.02
Упражнения на
ориентировку в
пространстве:«звездочка
» «корзиночка».
Танцевальная
композиция «Калинка».
Занятие 27.
Занятие 28.
21.03
Занятие 20.
01.02
Танцевальная
комбинация,
построенная на шагах
народного танца.
Движения ног: прыжки с
поджатыми ногами.
Танец «Птичка польку
танцевала»
А. Рыбникова.
28.03
8
Тема «Бальный
танец».
- Познакомить детей с
понятием «бальный
танец» - вальс,
полька.
Занятие 29.
04.04
Тема «Историкобытовой танец».
- Познакомить детей с
понятием историкобытовой
танец»:менуэт,
полонез.
Движения ног:
«боковой галоп»
простой (по кругу).
«боковой галоп» с
притопом (по
линиям).
Занятие 33.
02.05
Тема «Танцевальный
Шимановск».
- Рассказать детям о
танцевальных
коллективах города.
Движения ног:
боковой подъемный
шаг.
Положения рук в
паре: «корзиночка».
Возрастная
группа
Старшая
группа
Тема « В гости к весне».
Танцевальная
комбинация,
построенная на
элементах бального
танца.
Занятие 30.
11.04
Движения ног: «пике»
(одинарный) в прыжке.
Танец «Колхозная
полька» М. Дунаевский.
Занятие 34.
16.05
Подготовка к итоговому
занятию.
Постановка корпуса,
головы, рук и ног.
Танец «Колхозная
полька» М. Дунаевский.
Занятие 31.
18.04
Положения рук в паре:
основная позиция.
Движения ног: легкий
бег на полупальцах по
кругу по парам лицом и
спиной вперед.
Движения в паре:
(мальчик) присед на
одно колено, (девочка)
легкий бег вокруг
мальчика. Танец
«Колхозная полька»
М. Дунаевский.
Занятие 35.
23.05
Итоговое занятие «День
города»
Движения ног: шаги:
бытовой и
танцевальный; поклон,
реверанс.
Танец «Колхозная
полька» М. Дунаевский.
Занятие 32.
25.04
Движения в паре:
«боковой галоп» вправо,
влево; легкое
покачивание лицом друг
к другу; поворот по
парам.
Танец «Колхозная
полька» М. Дунаевский.
Занятие 36.
Диагностика уровня
музыкальнодвигательных
способностей детей.
Сетка занятий хореографической студии «Сударушка»
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
16.00-16.25
Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных целей:
- показ достигнутых результатов на праздниках для детей и родителей;
- участие в праздничных программах, концертах РДК;
- участие в районном смотре художественной самодеятельности;
- в дистанционных интернет конкурсах.
9
Раздел 3. Организационно-педагогические условия реализации программы.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими среднее
профессиональное образование или высшее образование, соответствующее направленности
дополнительной общеобразовательной программы. Требования к педагогам дополнительного
образования и преподавателям: среднее профессиональное образование – программы подготовки
специалистов среднего звена или высшее образование – бакалавриат, направленность (профиль)
которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной
программы. При отсутствии педагогического образования – дополнительная программа может быть
освоена после трудоустройства. Рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным
программам по профилю педагогической деятельности не реже, чем один раз в три года.
Материально – техническое обеспечение:
1. Музыкальный зал.
2. Картотека аудио материала для ритмики, танцев и игр.
3. Картотека: хороводных игр, творческих зданий для развития творческих способностей,
упражнений на развитие музыкально-танцевальных навыков, подговорок в помощь для
разучивания плясовых и танцевальных движений.
4. Картотека иллюстрации, эл.презентации, , видео материалов танцев различных эпох и стилей,
выступлений танцевальных коллективов РФ и РХ.
5. Аппаратура для озвучивания занятий: ноутбук, колонка, музыкальный центр, мультимедийное
устройство для показа презентаций и видеоматериала.
6. Фортепиано, синтезатор.
7. Детские музыкальные инструменты: бубны, ксилофоны, барабаны, погремушки, трещотки,
ложки, колокольчики, металлофоны, дудочки, бубенцы, маракасы, свистульки, бесструнные
балалайки, калатушки и др.
8. Мягкие игрушки, куклы, куклы би-ба-бо.
9. Атрибуты к танцам и играм: разноцветные косынки, шарфы, платочки, флажки, платочки, ленты,
различные цветные султанчики, искусственные цветы, осенние листочки, снежки, кокошники,
лошадки-палочки, фонарики новогодние и т п.
10. Костюмы, маски-шапочки животных к пляскам, инсценировкам.
11. Национальные костюмы, костюмы к тематическим праздникам.
Методическое оснащение:
- С.И.Бекина «Музыка и движения». Упражнения, игры и пляски для детей 5-6 лет. М.:
Просвещение, 1983г.
- С.И.Бекина «Музыка и движения». Упражнения, игры и пляски для детей 6-7 лет. М.:
Просвещение, 1984г.
- «Музыкальные игры и пляски в детском саду». Учпедгиз, 1963г.
- Е.И. Елисеева, Ю.Н. Родионова «Ритмика в детском саду». Методическое пособие для педагогов
ДОУ. М.: «Перспектива», 2012г.
- О.Н. Арсеневская «Система музыкально - оздоровительной работы в детском саду». Занятия,
игры, упражнения. «Учитель»,2013г.
10
11